Германия — Украина: паритет как основа развития

 955

В рамках международных выставок “Примус: Деревообрабатывающая промышленность” и “Примус: Мебельная промышленность” в Киеве 02/10/2006 - 06/10/2006 проходил Международный конгресс для специалистов “Технологии деревообработки в XXI веке”.
Доклад, который фактически открывал конгресс, представил г-н Александр Освальд, представитель Ассоциации мебельной промышленности Германии (VDM) и Ассоциации деревообрабатывающей промышленности Германии (HDH) в странах СНГ, экономист, специалист по международной экономике. Роль и место Украины во взаимоотношениях с Германией в сфере деревообработки, производства мебели и торгового обмена товарами и компонентами, связанными с этими отраслями, оказались далеко не последними.
В рамках дискуссии после доклада г-н Освальд любезно ответил на вопросы редакции. Ниже мы приводим выдержки из доклада и уточняющие комментарии самого г-на Освальда.

Об ассоциациях VDM и HDH
Ассоциация мебельной промышленности Германии (VDM) представляет всю немецкую мебельную промышленность. VDM — это главное объединение, членство в котором принадлежит как региональным, так и отраслевым ассоциациям Германии. VDM одновременно является крупнейшей отраслевой (“цеховой”) ассоциацией, входящей в Ассоциацию деревообрабатывающей промышленности Германии (HDH). Годовой оборот отраслей, представляемых VDM, составляет более 17 млрд. евро.
Основные функции VDM — это соблюдение и защита экономических, политических и технических интересов немецкой мебельной промышленности перед политическими органами, профсоюзами и общественностью. VDM — контактный партнер для предприятий отрасли, она осуществляет постоянную и интенсивную профессиональную поддержку международных контактов и проводит обмен с европейскими экономическими объединениями, например, по тарифному праву, а также по техническим и экономическим вопросам. Связи и работа с общественностью — еще одна сфера деятельности VDM.

Как был преодолен кризис в германской мебельной промышленности
В структуре деревообрабатывающей промышленности Германии именно мебельная промышленность составляет крупнейшую отрасль, на ее долю приходятся — 50% годового оборота, 42% предприятий и 53% персонала всей деревообрабатывающей промышленности Германии. Оборот отрасли в 2005 году составил 17,2 млрд. евро. На 1125 (малых и средних) предприятиях мебельной промышленности Германии трудятся 105 000 человек. Крупнейший сектор мебельной промышленности — производство корпусной мебели для гостиных, столовых, спален с годовым оборотом в 5,9 млрд. евро в 2005 году, что соответствует 35% от общего годового оборота отрасли. Существенно вырос за последние годы удельный вес кухонной мебели (20%) и мебели для офисов и магазинов (13%). Удельный вес мебели для сидения (мягкая мебель, стулья) неуклонно снижается, составляя по результатам 2005 года 27%.
После фазы бурного роста, обусловленного воссоединением Германии в начале девяностых, и последующей стагнации во второй половине девяностых годов, в 2001-2003 годах в мебельной промышленности Германии наблюдались кризисные явления. Только в 2002 году оборот мебельной промышленности сократился на 12%, что повлекло за собой резкое сокращение числа предприятий и отрицательно повлияло на уровень занятости. Сориентированная преимущественно на внутренний рынок отрасль оказалась в прямой зависимости от экономической рецессии и сокращения расходов широких слоев населения на потребительские товары долговременного пользования.
Тем не менее, процесс укрупнения компаний, замедление роста заработной платы, перенос части производственных мощностей в страны Восточной Европы и Азии, а также внедрение технологических инноваций и уделение большего внимания дизайну продукции привели к существенному повышению конкурентоспособности немецкой мебели на мировом рынке. Вот некоторые фото образцов современного немецкого мебельного дизайна, в частности, кухонной мебели. Подобные примеры можно привести по любой отрасли мебельной промышленности.
Переориентация на экспортные рынки, выраженная в удвоении доли экспорта в общем объеме производства за последние десять лет, привела к росту оборота мебельной промышленности с 2004 года. Развитие немецкого мебельного рынка до 2004 года в целом соответствует развитию мебельной промышленности Германии. Однако в отличие от мебельной промышленности снижение уровня продаж в 2001-2003 годах сменилось фазой стагнации. Легкое увеличение продаж было отмечено лишь в первом полугодии 2006 года. Объем немецкого мебельного рынка в потребительских ценах составил по результатам 2005 года 29,5 млрд. евро. В 2005 году оборот отрасли увеличился на 2%, прирост в 2006 году составит предположительно около 4%. Вместе с этим продолжается процесс укрупнения предприятий и сокращение уровня занятости.


Оборот деревообрабатывающей и мебельной
промышленности Германии за 1996-2005 гг.
Процентные изменения в сравнении с предыдущим годом


Ведущие мировые производители мебели в 2004 г.
Объем производства в млн. евро


Ведущие мировые производители мебели в 2004 г.
Объем экспорта в млн. евро

Особенности рынка мебели в Германии
Особенностью мебельного рынка Германии является роль торгово-закупочных объединений: почти две трети мебели продается через объединенных в союзы дилеров. Средние по размеру мебельные предприятия противостоят рыночной мощи торгово-закупочных объединений. Пять крупнейших торгово-закупочных объединений контролируют 45% рынка.
Германия занимает второе место в Европе (после Италии) и третье место в мире (после США и Италии) по производству мебели. По объему мебельного экспорта Германия уступает только Италии в Европе и Китаю и Италии в мире. При этом Германия выступает крупнейшим импортером мебели в Европе и занимает второе место по величине импорта мебели в мире после США.
Таким образом, Германия является крупнейшим рынком мебели в Европе и вторым по величине рынком мебели в мире после США. В отличие от таких крупных производителей мебели как Италия и Китай большая часть продукции немецкой мебельной промышленности (примерно две трети в 2005 году) сбывается на внутреннем рынке. Немецкие покупатели тратят на покупку мебели больше, чем их европейские соседи — около 360 евро в год.

Доля экспорта в общем объеме производства мебельной промышленности Германии неуклонно растет. По итогам 2005 года общий объем экспорта составил более 6 млрд. евро или около трети от годового оборота мебельной промышленности Германии. По отношению к предыдущему году объем экспорта увеличился на 5,9%. Основными экспортными рынками традиционно являются соседние с Германией страны: Нидерланды, Австрия, Швейцария, Франция. В то же время из года в год увеличиваются поставки в динамично развивающиеся страны Восточной Европы и Азии. Так экспорт мебели в Россию увеличился в 2005 году по сравнению с предыдущим годом на 24% до 109 млн. евро, экспорт мебели в Чехию — на 21 процент до 181 млн. евро. Более трети немецкого мебельного экспорта (35%) приходится на мебель для сидения (мягкая мебель, стулья). Динамично развивается экспорт кухонной мебели (17%) и офисной мебели (15%). Доля корпусной мебели составила в 2005 году 12%. Около 21% от общего объема экспорта приходится на прочую мебель и комплектующие, прежде всего это детали для мебели. Резкое увеличение экспорта деталей для мебели за последние годы служит индикатором процесса глобализации в мебельной промышленности.

Общий объем импорта составил в 2005 году 7,3 млрд. евро. По отношению к предыдущему году объем импорта увеличился на 1,3%. Основными поставщиками мебели на немецкий рынок являются Польша, Италия и Китай. Неуклонно растут поставки мебели из Китая, только за 2005 год они увеличились на 36% до 644 млн. евро. По подсчетам VDM, уже через несколько лет Китай может стать крупнейшим поставщиком мебели на немецкий рынок. В структуре немецкого мебельного импорта преобладает мебель для сидения (мягкая мебель, стулья), доля которой составила в 2005 году 53%. Около 22% от общего объема импорта приходится на прочую мебель, прежде всего это детали для мебели, 15% — на корпусную мебель, 9% — на офисную мебель. Импорт кухонной мебели крайне незначителен и составляет около 1% от общего объема импорта. Дефицит торгового баланса в 2005 году составил 1,2 млрд. евро. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению дефицита торгового баланса.

Германия и Украина: рост и перспектива
Мебельная торговля между Германией и Украиной развивается динамично. Объем немецкого мебельного экспорта в Украину увеличился за последние 10 лет на 70% и составил по итогам 2005 года 12,2 млн. евро. В структуре немецкого экспорта высока доля фурнитуры и готовых деталей для мебели (27%), она увеличилась за последние 10 лет в 2,3 раза. Этот процесс свидетельствует о расширении кооперации в мебельной промышленности. Доля мягкой мебели и стульев (20%) в сравнении с другими экспортными рынками невелика, в то же время сравнительно высоким спросом в Украине пользуются немецкая кухонная (18%), корпусная (18%) и офисная мебель (17%).
Объем немецкого мебельного импорта из Украины увеличился за последние 10 лет в 2,4 раза и составил по итогам 2005 года 11,7 млн. евро. Более половины от общего объема импорта приходится на мягкую мебель и стулья (58%). Четверть импорта составляет корпусная мебель, 16% — детали для мебели. Объем поставок кухонной и офисной мебели из Украины в Германию незначителен. Незначительное положительное сальдо торгового баланса Германии с Украиной в 2005 году составил 0,5 млн. евро.


Немецкий мебельный экспорт по секторам за 1995-2005 гг. в млрд. евро


Мебельная торговля между Германией и Украиной
за 1995-2005 годы в млн. евро


Динамика немецкого импорта из Украины по секторам
за 1995-2005 гг. в млн. евро

Цифры отчетов по экспорту-импорту между Украиной и Германией показывают, что между нашими странами установился примерный паритет. Структура мебельной торговли между нашими странами в корне отличается от структуры мебельной торговли между, например, Германией и Россией. По результатам 2005 года объем экспорта из Германии в Россию составил 109 млн. евро при объеме импорта в 46 млн. евро. Избыток торгового баланса объясняется тем, что российская мебельная промышленность на данный момент не способна обеспечить быстрорастущий спрос на мебель в самой России, не говоря уже о поставках на экспорт (около 50 % российского рынка мебели приходится на импорт, прежде всего из Беларуси, Италии и Германии).
В деловых кругах Германии на самом деле мало знают о строительном буме в Украине за последние годы (особенно жилья и офисов). Этот информационный дефицит не восполнить в одночасье, для этого потребуются годы. Возможные инструменты: множественные презентации Украины в целом и отдельных ее регионов в рамках конференций и симпозиумов в Германии, участие украинских компаний в отраслевых выставках в Германии и Западной Европе, создание экономического представительства Украины в Германии, более тесное сотрудничество между торгово-промышленными палатами двух стран. Ну и, безусловно, необходимо способствовать развитию туризма в Украине, для этого есть, на мой взгляд, все предпосылки. Ведь в отличие от стран Западной Европы и Северной Америки, говоря об Украине, мы говорим о стране, известной большинству немцев лишь понаслышке.

Украина в ЕС и ВТО: Германия “За”!
Что может помочь развитию деловых отношений между нашими странами и преодолеть формальные, технологические или экономические препятствия этому? Здесь необходимо отметить два аспекта.
С одной стороны, Украина неизбежно повторит путь развития стран Центральной Европы (Польша, Чехия, Словения), куда в 90-е годы была перенесена значительная часть производственных мощностей из Германии. По опыту мебельной промышленности знаю, что рост заработной платы в Центральной Европе привел ко второй волне переноса производства в Румынию и Украину. Однако в отличие от сравнительно небольших стран Центральной Европы Украина сама представляет собой динамично развивающийся и емкий рынок сбыта. Поэтому создаваемые здесь совместные предприятия, видимо, будут сориентированы в первую очередь на рынок самой Украины и стран СНГ.
С другой стороны, препятствия есть всегда, тем более, если торговый партнер Германии не является членом ЕС. Идеальным для развития отношений с немецкой точки зрения было бы вхождение Украины в ЕС. В краткосрочной перспективе даже вхождение Украины в ВТО будет существенно способствовать расширению международной торговли.

“Я уверен в перспективности сотрудничества между нашими странами в области мебели и деревообработки. По нашим прогнозам, рост товарооборота в текущем году составит около 20%. Немецкий рынок будет интересен в первую очередь украинским производителям мягкой мебели и мебели из массивной древесины. Мебельный рынок Украины перспективен для немецких производителей кухонной и офисной мебели, а также для производителей мебели в верхнем ценовом диапазоне. Кроме самих мебельщиков, уже сегодня на украинском рынке хорошо зарекомендовали себя немецкие производители оборудования для деревообработки, плит и фурнитуры.
После моего визита в Киев на Конгресс для специалистов “Технологии деревообработки в XXI веке” настало время для некоторых выводов.
Меня поразили объем и динамика украинского рынка, высокий уровень профессионализма участников и неподдельный интерес к новым немецким технологиям в области деревообработки и мебельного производства. Поразил теплый прием на украинской земле и красота древнего Киева.
Украинским предпринимателям не следует терять инициативу, нужно в полном объеме представлять свою продукцию на отраслевых выставках в Германии. К примеру, на прошедшей в январе этого года в Кельне крупнейшей в мире мебельной выставке была представлена всего одна компания из Украины. Безусловно, немецкий рынок мебели является достаточно закрытым и в этом плане одним из самых сложных в Европе. С другой стороны, это крупнейший рынок мебели в Европе и ключевой для выхода на европейский рынок. Уверен, что отношения между нашими странами будут углубляться, и я буду рад новым встречам и совместным проектам, как в Германии, так и в Украине.”

Из интервью Александра Освальда

Журнал ОКНА. ДВЕРИ. ВИТРАЖИ

№5 2006 ДОК

Найдите все свои архитектурные решения через DECOR.ua: Нажмите здесь чтобы зарегистрироваться. Вы производитель и хотите наладить контакт с клиентами? Кликните сюда.

Новое и лучшее