Об ассоциациях VDM и HDH Ассоциация мебельной промышленности Германии (VDM) представляет всю немецкую мебельную промышленность. VDM — это главное объединение, членство в котором принадлежит как региональным, так и отраслевым ассоциациям Германии. VDM одновременно является крупнейшей отраслевой (“цеховой”) ассоциацией, входящей в Ассоциацию деревообрабатывающей промышленности Германии (HDH). Годовой оборот отраслей, представляемых VDM, составляет более 17 млрд. евро. |
|
Как был преодолен кризис в германской мебельной промышленности
В структуре деревообрабатывающей промышленности Германии именно мебельная
промышленность составляет крупнейшую отрасль, на ее долю приходятся —
50% годового оборота, 42% предприятий и 53% персонала всей деревообрабатывающей
промышленности Германии. Оборот отрасли в 2005 году составил 17,2 млрд.
евро. На 1125 (малых и средних) предприятиях мебельной промышленности
Германии трудятся 105 000 человек. Крупнейший сектор мебельной промышленности
— производство корпусной мебели для гостиных, столовых, спален с годовым
оборотом в 5,9 млрд. евро в 2005 году, что соответствует 35% от общего
годового оборота отрасли. Существенно вырос за последние годы удельный
вес кухонной мебели (20%) и мебели для офисов и магазинов (13%). Удельный
вес мебели для сидения (мягкая мебель, стулья) неуклонно снижается, составляя
по результатам 2005 года 27%.
После фазы бурного роста, обусловленного воссоединением Германии в начале
девяностых, и последующей стагнации во второй половине девяностых годов,
в 2001-2003 годах в мебельной промышленности Германии наблюдались кризисные
явления. Только в 2002 году оборот мебельной промышленности сократился
на 12%, что повлекло за собой резкое сокращение числа предприятий и отрицательно
повлияло на уровень занятости. Сориентированная преимущественно на внутренний
рынок отрасль оказалась в прямой зависимости от экономической рецессии
и сокращения расходов широких слоев населения на потребительские товары
долговременного пользования.
Тем не менее, процесс укрупнения компаний, замедление роста заработной
платы, перенос части производственных мощностей в страны Восточной Европы
и Азии, а также внедрение технологических инноваций и уделение большего
внимания дизайну продукции привели к существенному повышению конкурентоспособности
немецкой мебели на мировом рынке. Вот некоторые фото образцов современного
немецкого мебельного дизайна, в частности, кухонной мебели. Подобные примеры
можно привести по любой отрасли мебельной промышленности.
Переориентация на экспортные рынки, выраженная в удвоении доли экспорта
в общем объеме производства за последние десять лет, привела к росту оборота
мебельной промышленности с 2004 года. Развитие немецкого мебельного рынка
до 2004 года в целом соответствует развитию мебельной промышленности Германии.
Однако в отличие от мебельной промышленности снижение уровня продаж в
2001-2003 годах сменилось фазой стагнации. Легкое увеличение продаж было
отмечено лишь в первом полугодии 2006 года. Объем немецкого мебельного
рынка в потребительских ценах составил по результатам 2005 года 29,5 млрд.
евро. В 2005 году оборот отрасли увеличился на 2%, прирост в 2006 году
составит предположительно около 4%. Вместе с этим продолжается процесс
укрупнения предприятий и сокращение уровня занятости.
Оборот деревообрабатывающей и мебельной
промышленности Германии за 1996-2005 гг.
Процентные изменения в сравнении с предыдущим годом
Ведущие мировые производители мебели в 2004 г.
Объем производства в млн. евро
Ведущие мировые производители мебели в 2004 г.
Объем экспорта в млн. евро
Особенности рынка мебели в Германии
Особенностью мебельного рынка Германии является роль торгово-закупочных
объединений: почти две трети мебели продается через объединенных в союзы
дилеров. Средние по размеру мебельные предприятия противостоят рыночной
мощи торгово-закупочных объединений. Пять крупнейших торгово-закупочных
объединений контролируют 45% рынка.
Германия занимает второе место в Европе (после Италии) и третье место
в мире (после США и Италии) по производству мебели. По объему мебельного
экспорта Германия уступает только Италии в Европе и Китаю и Италии в мире.
При этом Германия выступает крупнейшим импортером мебели в Европе и занимает
второе место по величине импорта мебели в мире после США.
Таким образом, Германия является крупнейшим рынком мебели в Европе и вторым
по величине рынком мебели в мире после США. В отличие от таких крупных
производителей мебели как Италия и Китай большая часть продукции немецкой
мебельной промышленности (примерно две трети в 2005 году) сбывается на
внутреннем рынке. Немецкие покупатели тратят на покупку мебели больше,
чем их европейские соседи — около 360 евро в год.
Доля экспорта в общем объеме производства мебельной промышленности Германии неуклонно растет. По итогам 2005 года общий объем экспорта составил более 6 млрд. евро или около трети от годового оборота мебельной промышленности Германии. По отношению к предыдущему году объем экспорта увеличился на 5,9%. Основными экспортными рынками традиционно являются соседние с Германией страны: Нидерланды, Австрия, Швейцария, Франция. В то же время из года в год увеличиваются поставки в динамично развивающиеся страны Восточной Европы и Азии. Так экспорт мебели в Россию увеличился в 2005 году по сравнению с предыдущим годом на 24% до 109 млн. евро, экспорт мебели в Чехию — на 21 процент до 181 млн. евро. Более трети немецкого мебельного экспорта (35%) приходится на мебель для сидения (мягкая мебель, стулья). Динамично развивается экспорт кухонной мебели (17%) и офисной мебели (15%). Доля корпусной мебели составила в 2005 году 12%. Около 21% от общего объема экспорта приходится на прочую мебель и комплектующие, прежде всего это детали для мебели. Резкое увеличение экспорта деталей для мебели за последние годы служит индикатором процесса глобализации в мебельной промышленности.
Общий объем импорта составил в 2005 году 7,3 млрд. евро. По отношению к предыдущему году объем импорта увеличился на 1,3%. Основными поставщиками мебели на немецкий рынок являются Польша, Италия и Китай. Неуклонно растут поставки мебели из Китая, только за 2005 год они увеличились на 36% до 644 млн. евро. По подсчетам VDM, уже через несколько лет Китай может стать крупнейшим поставщиком мебели на немецкий рынок. В структуре немецкого мебельного импорта преобладает мебель для сидения (мягкая мебель, стулья), доля которой составила в 2005 году 53%. Около 22% от общего объема импорта приходится на прочую мебель, прежде всего это детали для мебели, 15% — на корпусную мебель, 9% — на офисную мебель. Импорт кухонной мебели крайне незначителен и составляет около 1% от общего объема импорта. Дефицит торгового баланса в 2005 году составил 1,2 млрд. евро. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению дефицита торгового баланса.
Германия и Украина: рост и перспектива
Мебельная торговля между Германией и Украиной развивается динамично. Объем
немецкого мебельного экспорта в Украину увеличился за последние 10 лет
на 70% и составил по итогам 2005 года 12,2 млн. евро. В структуре немецкого
экспорта высока доля фурнитуры и готовых деталей для мебели (27%), она
увеличилась за последние 10 лет в 2,3 раза. Этот процесс свидетельствует
о расширении кооперации в мебельной промышленности. Доля мягкой мебели
и стульев (20%) в сравнении с другими экспортными рынками невелика, в
то же время сравнительно высоким спросом в Украине пользуются немецкая
кухонная (18%), корпусная (18%) и офисная мебель (17%).
Объем немецкого мебельного импорта из Украины увеличился за последние
10 лет в 2,4 раза и составил по итогам 2005 года 11,7 млн. евро. Более
половины от общего объема импорта приходится на мягкую мебель и стулья
(58%). Четверть импорта составляет корпусная мебель, 16% — детали для
мебели. Объем поставок кухонной и офисной мебели из Украины в Германию
незначителен. Незначительное положительное сальдо торгового баланса Германии
с Украиной в 2005 году составил 0,5 млн. евро.
Немецкий мебельный экспорт по секторам за 1995-2005 гг. в млрд. евро
Мебельная торговля между Германией и Украиной
за 1995-2005 годы в млн. евро
Динамика немецкого импорта из Украины по секторам
за 1995-2005 гг. в млн. евро
Цифры отчетов по экспорту-импорту между Украиной и Германией показывают,
что между нашими странами установился примерный паритет. Структура мебельной
торговли между нашими странами в корне отличается от структуры мебельной
торговли между, например, Германией и Россией. По результатам 2005 года
объем экспорта из Германии в Россию составил 109 млн. евро при объеме
импорта в 46 млн. евро. Избыток торгового баланса объясняется тем, что
российская мебельная промышленность на данный момент не способна обеспечить
быстрорастущий спрос на мебель в самой России, не говоря уже о поставках
на экспорт (около 50 % российского рынка мебели приходится на импорт,
прежде всего из Беларуси, Италии и Германии).
В деловых кругах Германии на самом деле мало знают о строительном буме
в Украине за последние годы (особенно жилья и офисов). Этот информационный
дефицит не восполнить в одночасье, для этого потребуются годы. Возможные
инструменты: множественные презентации Украины в целом и отдельных ее
регионов в рамках конференций и симпозиумов в Германии, участие украинских
компаний в отраслевых выставках в Германии и Западной Европе, создание
экономического представительства Украины в Германии, более тесное сотрудничество
между торгово-промышленными палатами двух стран. Ну и, безусловно, необходимо
способствовать развитию туризма в Украине, для этого есть, на мой взгляд,
все предпосылки. Ведь в отличие от стран Западной Европы и Северной Америки,
говоря об Украине, мы говорим о стране, известной большинству немцев лишь
понаслышке.
Украина в ЕС и ВТО: Германия “За”!
Что может помочь развитию деловых отношений между нашими странами и преодолеть
формальные, технологические или экономические препятствия этому? Здесь
необходимо отметить два аспекта.
С одной стороны, Украина неизбежно повторит путь развития стран Центральной
Европы (Польша, Чехия, Словения), куда в 90-е годы была перенесена значительная
часть производственных мощностей из Германии. По опыту мебельной промышленности
знаю, что рост заработной платы в Центральной Европе привел ко второй
волне переноса производства в Румынию и Украину. Однако в отличие от сравнительно
небольших стран Центральной Европы Украина сама представляет собой динамично
развивающийся и емкий рынок сбыта. Поэтому создаваемые здесь совместные
предприятия, видимо, будут сориентированы в первую очередь на рынок самой
Украины и стран СНГ.
С другой стороны, препятствия есть всегда, тем более, если торговый партнер
Германии не является членом ЕС. Идеальным для развития отношений с немецкой
точки зрения было бы вхождение Украины в ЕС. В краткосрочной перспективе
даже вхождение Украины в ВТО будет существенно способствовать расширению
международной торговли.
“Я уверен в перспективности сотрудничества между нашими странами
в области мебели и деревообработки. По нашим прогнозам, рост товарооборота
в текущем году составит около 20%. Немецкий рынок будет интересен
в первую очередь украинским производителям мягкой мебели и мебели
из массивной древесины. Мебельный рынок Украины перспективен для
немецких производителей кухонной и офисной мебели, а также для производителей
мебели в верхнем ценовом диапазоне. Кроме самих мебельщиков, уже
сегодня на украинском рынке хорошо зарекомендовали себя немецкие
производители оборудования для деревообработки, плит и фурнитуры. Из интервью Александра Освальда |
№5 2006 ДОК