Стандартизация и сертификация: по пути в ВТО
Вступление Украины в ВТО в 2006 году - приоритетная внешнеполитическая задача украинских властей. Чтобы быть принятым в мировое экономическое сообщество в качестве равноправного партнера (и конкурента), необходимы не только желание правительства, но и готовность производить конкурентоспособную на внешних рынках продукцию. Новые правила игры диктуют новые требования к стандартизации и сертификации продукции украинских мебельщиков.
Этой теме в контексте вступления Украины в ВТО был посвящен семинар ЗАО «Украинский институт мебели». Как было отмечено, национальные законы на 90% гармонизированы к требованиям ВТО. Основой же необходимых новых стандартов и практики сертификации, с учетом национальных особенностей, могут стать стандарты и практика ВТО. И чем быстрее начнется этот переход, тем менее болезнен в дальнейшем будет этап адаптации украинских производителей к условиям свободной конкуренции.
Членами Всемирной Торговой Организации являются 148 стран, на их долю приходится 97% мирового товарооборота, доля Украины – 0,1%.
Конференция поставщиков румынской мебели
Адаптация к местным требованиям, европейские качество мебели и уровень организации сбыта – главные факторы конкуренции, без которых не видят успеха на «сложном украинском рынке» поставщики румынской мебели.
По словам представителей Румынской ассоциации производителей мебели, оборот 450 производителей и поставщиков румынской мебели составляет 1,5 млрд евро, 80% из которых – экспорт в Западную Европу. На долю же Украины приходится символическая сумма в несколько миллионов евро. Чтобы вернуть утраченные позиции, когда румынская мебель на территории бывшего СССР и Восточной Европы считалась эталоном качества и престижа, румыны готовы к агрессивным шагам на рынке. Безусловно, их интересует огромный потенциал украинского рынка и перспективы, открывающиеся здесь после вступления в ВТО и потепления инвестиционного климата. Ожидаемое в связи с новым статусом Украины снижение пошлин, уровень профессионализма украинских специалистов и постоянный интерес к румынской продукции позволяет ряду серьезных румынских компаний строить планы развития бизнеса в Украине. Своих украинских партнеров румынские коллеги призвали к агрессивному маркетингу, расширению в регионы, где условия даже благоприятнее, чем в столице и есть платежеспособный взыскательный спрос. А румынским участникам выставки поручено составить отчеты для министерства экономики и торговли Румынии для дальнейшего анализа потенциала украинского рынка. Об интересе румынских партнеров свидетельствует личное участие в конференции посла Румынии в Украине, первых лиц посольства и Румынской ассоциации производителей мебели.
Искусственный камень в мебельной промышленности. Новые грани возможностей
Пока профсообщество ищет пути гармонизации стандартов, а румыны строят планы развития в Украине, в мебельную отрасль проникают новые технологии и материалы. По инициативе Украинской ассоциации мебельщиков обзор рынка Solid Surface операторам украинского рынка представил Олег Чижов, ООО «Промэкология-Днепр».
Solid Surface - штучный камень /искусственный камень, акриловый камень/ - так во всем мире называется высокотехнологичная дорогостоящая отрасль, возникшая в 60 годах прошлого века. Материал был придуман в США, его листовую основу /70%/ составляет порошок тригидрата аллюминия. В 1971 году на выставке в Хьюстоне он был представлен и как торговая марка, и как отделочный и облицовочный материал в строительстве. В 80-х годах стали проявляться контуры рынка Solid Surface . Сегодня акрилосодержащее в отличие от полиэстросодержащего направления составляет 90% рынка. Это долгоживущий материал – 10-12 лет, обладающий высокими потребительскими качествами, устойчивостью к влаге, гигиеничностью. Бытовое употребление материала составляет 40 %, в т.ч. в мебельном производстве.
Область применения SOLID SUFACE
- Горизонтальные поверхности: кухонные, барные, мойдодырные столешницы.
- Вертикальные поверхности: кухонные, стеновые панели.
- Готовые изделия: мойки для кухонь и ванных.
- Коммерческое применение: банки, общественные здания, гостиницы, транспорт, здравоохранение, fast - food.
- Жилые здания: кухни, ванные комнаты.
На европейском рынке, где сильны позиции натурального камня, представлено около двух десятков поставщиков. Объем проданных в 2005 г. листов - около 1 млн на сумму 125 млн евро; в последние 2 года наблюдается явная тенденция стабильного роста продаж. 82 % - потребления составляют 12 мм листы, 9-10 мм продукт – попытка создать конкурентоспособную альтернативу.
Объемы продаж листов SS в Европе в 2003г.
- 55%- DuPont
- 5%- LG Chem, Schock, Varicor
- 4%- Formica, Samsung
- 3%- Kolpa
- 2%- Aristech, Polifen, Wilsonart
- 1%- Irpen, Lechner, Para-Chemie
- 1%- Polylac, Swan, Westag & Getalit
- 1%- Hanwha, Rehau, Durat, другие
Лидерами потребления в Европе являются Англия и Германия, что эксперты связывают с недостатком собственных природных материалов в этих странах. В 2003 году материал попал в официальную российскую статистику, где лидерами потребления являются обе столицы. На украинском рынке происходит постепенное утверждение материала на рынке, что связано с традициями применения материалов и другими факторами.
Распределение Европейского рынка между поставщиками, в %
- Американский рынок Solid Surface в 5 раз больше Европейского.
- Европейский рынок натурального камня( интерьерное применение) в 5 раз больше (в кв. м.)рынка Solid Surface /
- Европейский рынок HPL ( high pressure laminate )-175миллионов кв.метров, это в 175 раз больше рынка Solid Surface /
Вышесказанное подтверждает существования рынка рабочих поверхностей и перспективы на нем для Solid Surface и украинских мебельщиков, производственные и творческие возможности которых уже позволяют заявлять о себе на европейском уровне.
В наступившей эпохе специализации использование данного материала открывает новые возможности для производителей удовлетворять формирование новых потребностей различных потребителей и находить себя в новых рискованных проектах.