Вообще-то эту мебель можно назвать уличной только по привычке. Outdoor — это теперь не предназначение, а лишь одно из качеств, говорящее об особой выносливости. Больше от домашней мебели ее ничего не отличает: ее делают те же дизайнеры, выпускают частично те же марки и следует она тем же тенденциям. Стоять ли ей на газоне или в гостиной, зависит исключительно от хозяев. Хотя сейчас, пожалуй, предпочтительнее первый вариант.
Как и обычная, мебель с пометкой outdoor в этом сезоне стала сдержаннее. Цвет, конечно, остался, но встречается далеко не у каждой марки. Преобладает спокойный оранжевый с уклоном в терракоту. Общее же впечатление — серо-бело-черное. Что на словах выглядит, возможно, несколько скучновато, но на деле совсем неплохо. Производители последовательно идут к своей цели сделать мебель универсальной, а такие цвета куда угодно впишутся. К тому же белый цвет, несмотря на маркость, всегда был главным цветом садовой мебели (некоторые марки, как Gandia Blasco, только его и используют). А черно-белая полоска (как, например, в коллекции Framura у De Padova) напоминает тельняшку, которая тянет за собой ассоциацию с круизными коллекциями и набережной Круазетт, так что тут тоже все вполне по сезону. И черный не всегда черный. Milano Bedding для одной из версий шезлонга Kuboletto (на фотографии — оранжевый вариант) выбрал сочетание белого с темно-синим, так что получился совершеннейший матрас.
Вместе с цветами уличная мебель потеряла остатки садово-загородного акцента. Ажурная ковка в стиле дворцового парка, деревенская плетенка, солидная мебель из тика — все это ищите у фабрик "на любителя", которые держатся традиций. Техника плетения еще встречается, но почти исключительно из искусственных волокон (так практичнее) и применена на совершенно нормальных моделях, которые никаких ассоциаций с летней сиестой не вызывают. Взять, к примеру, коллекцию Play, разработанную для Dedon самим Филиппом Старком. Главный ее элемент — стул, с подлокотниками или без. Типичный такой старковский стул, каких он сделал сотни, без всякого садово-дачного налета. Интрига коллекции в том, что материалы — дерево, металл, пластик, плетенка разных цветов — взаимозаменяемы и выбираются заказчиком. Сплела, но крайне необычно, свою новую коллекцию марка Fermob, вообще-то знаменитая металлическими парковыми стульями. Стулья, кресла и шезлонг Inside Out разработаны гранд-дамой французского дизайна Андре Путман и сплетены, если вы еще сами не догадались, из самолетных ремней безопасности, адаптированных для улицы. Дизайнер заинтересовалась их эстетической стороной в то время, когда готовила интерьер Concorde, и долго ждала момента, чтобы их использовать.
Металл в уличной мебели используется по-прежнему активно, но чаще всего для структуры, так же как и в домашней мебели. Cloud от Arflex, Lazy от B&B Italia, Framura от De Padova — моделей из стальных трубок с натянутой на них тканью сейчас множество. Узоры на металле если и попадаются, то скорее вырезанные лазером, чем выкованные. Два похожих, потому что созданы одним дизайнером, примера — серия кашпо и рамок для цветов марки Flora и коллекция Pattern от Emu. Арик Леви придумал вырезать соты, крайне сейчас модные во всех мебельных лагерях.
Что касается старого доброго дерева, оно используется в уличной мебели весьма умеренно и чаще всего в сочетании с другими материалами. Главное — оно совершенно не кажется тяжеловесным. Одна из лучших уличных моделей этого года — скамья Наото Фукасавы Titikaka для B&B Italia отлично это иллюстрирует. Собственно, она и задумывалась для того, чтобы бросить вызов традиционным неуклюжим скамейкам из тика. В отличие от них она кажется не вросшей в землю, а собравшейся для прыжка или полета. Что, безусловно, красиво, поэтично, но с другой стороны, хороша ли скамья, которая постоянно норовит улететь? Неспокойно это как-то.
Мебель для улицы не просто стремится быть похожей на домашнюю, а копирует ее. Уличные коллекции многих марок появляются путем адаптации обычных моделей к суровым условиям открытого воздуха. Например, новинка Lazy от B&B Italia — это реплика модели Патрисии Уркиолы пятилетней давности. Форма и металлическая структура остались прежними, изменилась лишь обивка. Фабрика Serralunga, обычно отличавшаяся независимостью взглядов, в этот раз вдохновилась уже существующим предметом. Она использовала знаменитое кожаное кресло Миса ван дер Роэ Barcelona и превратила его в пластиковое кресло для улицы. Издалека можно и спутать, настолько удачно повторена форма и даже прошивка пуговицами. Серия кресел Cantilever от Emu, как видно из названия, отсылает к кантилеверам 1920-х годов — первым стульям со структурой из гнутых стальных трубок вместо ножек. Предназначались они для бюро — тоже не слишком очевидная ассоциация для уличной мебели. Да и сам новый Cantilever, кстати, вполне подойдет для этой цели.
Как видно, функция, и та не разделяет уличную и домашнюю мебель на два лагеря. Конечно, зонт от солнца дома не очень пригодится, так же как и отверстия для него в некоторых столах. Но в целом мебель может спокойно путешествовать с террасы в дом и обратно. Скамья, вроде бы типично уличный вид мебели, в этом году крайне популярна и появилась у многих марок, в том числе с явным прицелом на внутреннее использование. Дома большинство из нас, возможно, предпочтет мягкий диван, но в общественных помещениях скамья будет кстати. Шезлонг тоже никак не привязан к бассейну. В сущности, это та же кушетка, которая пригодится и дома — для послеобеденного сна, исповедей приходящему психоаналитику или массажа. Даже такие изыски, как большие кровати или двойные кресла, можно представить дома, было бы место.
Юлия Пешкова