Определены наиболее перспективные страны для экспорта украинской мебели. Соответствующее исследование было проведено фондом Western NIS Enterprise Fund в партнерстве с «Укрпромвнешэкспертиза» по заказу Союза украинских предприятий (СУП) для шести компаний-производителей мебели, входящих в Союз.
Согласно «Стратегического плана экспорта для мебельных предприятий Украины»*, следует ориентироваться на:
● США (объем импорта в 2015 — 17 млрд $; потребления — почти 48 млрд $; среднегодовые темпы прироста импорта в 2012-2015 гг. составляли 8,8% год);
● Германию (4,9 млрд $; 11,4 млрд $; 0,4% год);
● Великобританию (3 млрд $; 8,3 млдр $; 8,8% год);
● Францию (3 млрд $; 5,1 млрд $; 5,2% год);
● Канаду (2,25 млрд $; 3,9 млрд $; 1,7% год);
● Саудовскую Аравию (1,1 млрд $; 1,6 млрд $; 10,3% год).
*Исследование охватывает деревянную мебель для гостиных, кухонь, спален, магазинов, мебель для сидения с металлическим каркасом, обитую мебель для сидения с деревянным каркасом, мебель для сидения, которая трансформируется в кровать (кроме туристических и садовых).
Рынки этих стран — емкие и импортозависимы. К ним уже экспортируют страны, производства которых сопоставимы с украинскими по цене, качеству и срокам доставки, например, Польша, Турция, Румыния, Беларусь.
Официальное производство отечественной мебели является экспортоориентированной. Его доля составляет более 70%. Однако, с 2013 по 2016 годы экспорт мебели снизился на 27% (-123 млн $) из-за значительного сокращения поставок в Россию и Казахстан. Компании начали переориентацию на западные страны. Для успешного выхода компаний на внешние рынки в исследовании рекомендуют оптимизировать и перевести на английский язык корпоративные сайты, усовершенствовать промо-материалы, получить сертификат качества системы менеджмента, повысить уровень владения английским языком и прочее.
Читайте также: Инвесторы из Китая построят в Украине завод по переработке льна
Внутренний рынок также перспективный на фоне его восстановления и наличия отложенного спроса. Общий объем отечественного рынка мебели снизился втрое (2013: 1445 $ млн; 2016: 526 млн $). Однако через значительную долю теневого производства и его рост (2013: 44,9%; 2016: 57,9%) конкурировать официальным производителям трудно. Нелегальные производства не платят налоги, копируют дизайн мебели известных производителей, а значит не несут расходы за дизайн, используют сырье низкого качества, практикуют обман потребителей относительно безопасности / экологичности используемых материалов и часто выдают себя за дилеров крупных производств. Они ориентируются на низкий ценовой сегмент, где делят рынок с китайскими товарами (31-37% импорта). Основные поставки также приходятся на Италию (13-14%), которая обычно предлагает товары премиум сегмента, и Польшу (11-14%) — средне-ценовой сегмент.